Связанные понятия
Кандидат в депутаты — лицо, выдвинутое в установленном законом порядке (зарегистрированное избирательной комиссией) в качестве претендента на замещаемый посредством прямых выборов депутатский мандат.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) — этап избирательного процесса, предусмотренный избирательным законодательством России и многих других государств, который заключается в официальном подтверждении статуса кандидата (кандидатов) организаторами выборов.
Парово́з — политическая технология, направленная на увеличение проголосовавших за список кандидатов за счёт привлечения стороннего кандидата с высоким политическим рейтингом. Такой кандидат после объявления его победителем сразу отказывается от должности на которую он избран, не приступая к работе на ней. Мандат «паровоза» переходит его однопартийцу, который, как правило, менее известен избирателям. Данная технология широко применяется в России на выборах разного уровня. Например, после подведения...
Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Избирательный залог — денежная сумма, вносимая кандидатом из средств избирательного фонда на специальный счёт избирательной комиссии при его выдвижении на государственную выборную должность. Избирательный залог не подлежит возврату, если вносивший залог кандидат не получит минимума голосов избирателей, установленного законом.
Упоминания в литературе
Граждане России, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе группы избирателей с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов или внесением избирательного залога. Численный состав избирателей, выдвигающих кандидатов, обязательность проведения для этой цели собраний, как правило, законодательством не регулируются.
Максимальное количество подписей при самовыдвижении кандидатов или выдвижении их избирательными объединениями и блоками не должно превышать 2 % от числа зарегистрированных избирателей (т. е. достигших 18 лет и имеющих право на участие в выборах) на территории муниципального образования либо избирательного округа. В ряде субъектов зафиксирована норма в 1 %. Если в муниципальном образовании насчитывается менее 10 тысяч зарегистрированных избирателей, то сбор подписей может не проводиться, и законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной порядок
выдвижения кандидатов (например, они могут выдвигаться на собраниях (сходах) граждан). Срок сбора подписей при выборах в органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством составляет не менее 20 дней. При этом законами субъектов Федерации о выборах в органы местного самоуправления этот срок увеличен, как правило, до 30–45 дней. Избирательная комиссия в течение определенного срока, но не более 10 дней, проверяет представленные подписи и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Если кандидат или избирательное объединение вносит избирательный залог, то сбор подписей не производится, а кандидат регистрируется после внесения залога. Размер избирательного залога составляет 15 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата либо фонда избирательного объединения (блока) в зависимости от того, выдвигается ли кандидат в составе списка либо единолично. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу, а в случае выдвижения избирательным объединением (блоком) по избирательному округу и в составе списка – подлежит регистрации одновременно.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает
выдвижение кандидата на одних и тех же выборах разными инициаторами выдвижения. То есть если кандидат выдвинут (и зарегистрирован избирательной комиссией) от одной партии, то он не может быть выдвинут в составе списка или по одномандатному (многомандатному) избирательному округу другой партией.
Для
выдвижения кандидата в депутаты достаточно предложить его кандидатуру одним избирателем и поддержать ее другим, что выглядит весьма демократично. Однако, независимым кандидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. В политике и выборах большое значение имеет кастовая принадлежность кандидата в депутаты. Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить за кого голосовал избиратель.
Развитие современного отечественного уголовного законодательства об охране избирательных прав непосредственно связано с совершенствованием институтов избирательного права и, прежде всего, с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[137] (далее – Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав), установившего новые принципы формирования избирательных комиссий, порядок учета избирателей, формы поддержки
выдвижения кандидатов , порядок финансирования избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений, основания признания недействительными итогов голосования и результатов выборов.
Связанные понятия (продолжение)
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Муниципальный фильтр — процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов, предусмотренная российским законодательством.
Избирательный штаб — временный коллектив людей, объединённых задачей добиться победы или наилучшего результата кандидата в депутаты или на выборную должность (группы кандидатов, политической партии, общественного объединения), а также место основной дислокации этого коллектива. В российском избирательном законодательстве не даётся определение избирательного штаба и не определяется правосубъектность его членов, (определяется лишь статус доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных...
Избиратель — лицо, обладающее активным избирательным правом (соответствующее требованиям избирательных цензов) и внесённое в соответствующие списки. Избиратель участвует в выборах и референдумах, а также совместно с другими избирателями может вносить на рассмотрение представительных органов проекты законов (в Италии, Австрии, Швейцарии) и нормативных актов (в России). В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, а в некоторых государствах (в Бельгии, Бразилии, Греции...
Выборы депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга V созыва прошли 4 декабря 2011, в один день с выборами в Государственную думу. Прошли по пропорциональной системе. Кандидаты выдвигались только по партийным спискам, однако каждому избирательному округу соответствовал один кандидат от каждой партии. Число округов перед этими выборами было увеличено с 50 до 53, однако число мест в парламенте не увеличилось и по-прежнему составляет 50. Впервые депутаты избирались на 5 лет (до этого срок их...
Досрочные выборы (также внеочередные выборы) — выборы в представительный орган власти или на выборную должность, проводимые до окончания срока полномочий действующего созыва органа или лица, занимающего должность. Основанием для проведения досрочных выборов может быть роспуск представительного органа, отставка выборного лица, отрешение его от должности или смерть. Условия и порядок процедуры определяются национальным законодательством и в разных странах могут существенно различаться. В ряде парламентских...
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять...
Внутрипартийные выборы (предварительное голосование) — выборы единого кандидата от политической партии. Победитель внутрипартийных выборов затем соревнуется с кандидатами от других партий в ходе основных выборов. Смысл внутрипартийных выборов состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не «отбирали» друг у друга голоса в основных выборах, так как их электорат обычно близок. Проигравшие иногда всё же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии.
Технический кандидат — кандидат в депутаты, губернаторы, президенты, органы местной или федеральной власти, для которого успех на выборах не является целью. В отличие от кандидата-спойлера, который ведёт себя активно, стараясь оттянуть как можно больше голосов избирателей от оппонента на себя, типичный технический кандидат вообще не ведёт избирательной кампании и может терять сторонников в ходе предвыборной гонки.
Преференциальное голосование — избирательная система, обычно представляет собой вариацию мажоритарной избирательной системы по многомандатным округам (хотя некоторые теоретики относят её в подвиды пропорциональной системы).
«Стабильность » — депутатская группа в Государственной Думе России I созыва. Основу фракции составили депутаты из различных политических фракций. Дата регистрации: 14 марта 1995 года. Группа была создана из депутатов, поддерживающих политику правительства РФ.
Госуда́рственная ду́ма (Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Партийный список — на выборах в представительные органы власти, проводимых по пропорциональной системе, список кандидатов от одной партии или иного избирательного объединения. Правила формирования и выдвижения списка определяются законодательством соответствующих государств, уставами избирательных объединений и прочими факторами. Порядок расположения кандидатов в списке определяет и распределение между ними выигранных партией мест в представительном органе.
Панаши́рование (от нем. panaschieren), также панаша́ж (фр. panachage — «смесь») — право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов.
Избирательный блок — на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка. В отличие от партий, чья политическая деятельность непрерывна и более разнообразна, для блоков участие в выборах является основной целью, ради которой они и формируются, при этом партии также могут участвовать в этих объединениях.
Вы́бор Росси́и — фракция в Государственной Думе России I созыва, сформированная депутатами Госдумы от блока «Выбор России».
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Избирательный бюллетень (итал. ballotta — малый шар для голосования) — документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя (выборщика).
Бундеста́г (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание) — однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия.
«
Единая Россия » на региональных выборах В данной статье представлены результаты участия в региональных выборах политической партии «Единая Россия».
Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".
Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) — один из 85 региональных общественных органов в России, контролирующих соблюдение прав человека в местах принудительного содержания соответствующего региона. Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 г. Совет Общественной палаты устанавливает число членов в ОНК субъектов федерации, которое должно составлять от 5 до 40 человек.
Фракция «Яблоко» — депутатское объединение в Государственной Думе Российской Федерации I, II и III созывов, основанное в 1994 году и просуществовавшее до конца 2003 года. Формировалась по результатам всенародных выборов депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993, 17 декабря 1995 и 19 декабря 1999 года.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Подсчёт голосов в России — этап избирательного процесса в Российской Федерации, на котором избирательные комиссии производят непосредственный подсчёт бюллетеней, подсчёт голосов и установление волеизъявления избирателей.
Приглаше́ние на вы́боры — информационная листовка, обычно в формате открытки, с призывом избирателю прийти на выборы, содержащая, как правило, информацию о выборах, месте и времени их проведения, контактных данных избирательной комиссии. Представляя определённый художественный и несомненный исторический интерес, приглашения на выборы являются предметом коллекционирования.
Досрочное голосование — процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов. Досрочное голосование может проводиться как дистанционно (например, почтой), так и с личной явкой избирателей, обычно на установленные пункты досрочного голосования. Возможность и время досрочного голосования обычно устанавливается на основании законов и типа выборов. Целью досрочного голосования является увеличение показателей явки избирателей и уменьшение их...
Против всех кандидатов, или кандидат «Против всех», — последний пункт в избирательных бюллетенях для голосования на выборах, позволяющий принять участие в голосовании, не выбрав ни одного из кандидатов в бюллетене. Применяется как на партийных выборах, так и на выборах из конкретных кандидатов (президентских, мэрских, и т. д.). В некоторых странах пункт включается в бюллетени.
Мобильный избиратель — на выборах в России механизм, позволяющий проголосовать на любом удобном гражданину избирательном участке Российской Федерации, а не только по месту постоянной или временной регистрации. Механизм голосования «Мобильный избиратель» заменил открепительные удостоверения, массовое использование которых вызывало многочисленные нарекания в ходе прошлых кампаний.
Избира́тельный о́круг — территориальная единица, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Альтернативные выборы — выборы, в которых участвует несколько равноправных кандидатов или списков кандидатов. Принцип альтернативности выборов является одним из основных демократических стандартов и гарантируется законодательством демократических государств. При этом гарантии могут заключаться не только в обеспечении равенства кандидатов, но и в прямом требовании их множества, наличия альтернативы у избирателя. Так, в России выборы могут быть отложены на срок до шести месяцев, если число кандидатов...
День голосова́ния — день, на который в соответствии с законодательством назначается голосование на выборах или референдуме.
Ри́йгикогу (эст. Riigikogu, в дословном переводе — «Государственное собрание») является высшим представительным и законодательным органом власти в Эстонской Республике, который также избирает главу государства и осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти в лице Правительства Республики.
Агита́ция (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям.
Австралийская избирательная комиссия является Федеральным государственным учреждением, отвечающим за организацию и контроль федеральных выборов и референдумов. Выборы на уровне штатов и выборы местного самоуправления также находятся под контролем избирательной комиссии в каждом штате и территории.
Балло́тика (от англ. ballot) — область коллекционирования и изучения избирательных бюллетеней или листков для голосования. В некоторых случаях под баллотикой может также подразумеваться совокупность предметов коллекционирования, объединенных общей тематикой — марки, монеты, медали, почтовые карточки, этикетки, и т.п. с изображением избирательного бюллетеня.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.
Вбро́с избира́тельных бюллете́ней — метод фальсификации результатов голосования, заключающийся в намеренном помещении избирателем бюллетеней в избирательный ящик в количестве, превышающего допустимое на данных выборах или референдуме с целью повлиять на итоги голосования.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов. Существовала и существует в Германии в 1919-1933 гг., Франции в 1846-59 и 1986-88 гг., Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Австрии, Швейцарии, Испании...
Рейтинговое голосование (также альтернативное голосование) — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.
Лобби́зм в Росси́и — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном уровне специальным законодательством практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений, в том числе к изданию нормативно-правовых актов. Лоббизм существовал в Российской империи, а затем в СССР. В 1990-е — 2010-е годы в Российской Федерации неоднократно предпринимались неудачные попытки принятия лоббистского...
Депута́т (от лат. dēputātus «посланный») — лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Упоминания в литературе (продолжение)
БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ – объединение двух и более избирательных объединений (см. Избирательное объединение) с целью участия в выборах посредством
выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством.
Порядок
выдвижения кандидатов отличался простотой и доступностью для граждан. Списки кандидатов выдвигались и заявлялись окружной избирательной комиссии группами избирателей не позднее чем за тридцать дней до дня выборов. Каждый такой список должен был быть собственноручно подписан не менее чем ста избирателями данного округа. Избиратель имел право подписать только один кандидатский список. Число предлагаемых в списке кандидатов могло быть меньше числа мандатов в избирательном округе и не должно было превышать указанного числа более чем наполовину. Один и тот же кандидат мог быть выставлен в нескольких избирательных округах, но не более чем в пяти. Внесение кандидата в разные списки по одному и тому же избирательному округу не допускалось. Группы избирателей, заявившие кандидатские списки, могли не позднее чем за пятнадцать дней до дня выборов подать в окружную комиссию по делам о выборах заявление о соединении предлагаемых ими кандидатских списков. Эти заявления подписывались представителями всех объединяющихся групп.
Партия, признанная национальной, имеет определенные правовые преимущества перед другими партиями. Она пользуется преимуществами при
выдвижении кандидатов на выборах (для нее не обязательны некоторые действия, в частности сбор подписей в поддержку кандидатур), при проведении избирательной кампании (привилегии доступа на государственное радио, телевидение). Вместе с тем на национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности: публиковать периодическое издание, иметь центр политического образования и др.
Поскольку в п. 2 ст. 35 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года записано: «
Выдвижение кандидатов , списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с федеральным законом «О политических партиях», то из этого следует, что общественные организации и общественные движения по закону «Об основных гарантиях избирательных прав…» также лишаются права участвовать в избирательных блоках.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей
выдвижению кандидатов и/или избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, и другие формы деяний, предусмотренные ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Приведенная ситуация показывает, что абсолютная фактическая зависимость законодательной власти от Президента возникла на основе конституционных норм и в целом им не противоречит, поскольку парламентарии добровольно соглашаются с позицией главы государства, осуществляя свои полномочия. То, какими правовыми средствами обеспечивалось достижение такого рода единодушия ветвей власти, можно увидеть на примере порядка формирования Совета Федерации. Последний по времени порядок формирования Совета Федерации, закрепленный Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ[132], не предусматривает прямого влияния Президента на данный процесс в отличие от предшествовавшего периода. Но большинство сенаторов нынешнего состава верхней платы получили свои полномочия в соответствии с прежним порядком формирования Совета Федерации, предусмотренным последней редакцией Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ[133]. Представитель от исполнительного органа назначался единолично высшим должностным лицом субъекта федерации, а представитель от законодательного органа избирался тайным голосованием[134]. Соответственно глава государства имел правовую возможность контролировать данный процесс через упомянутые региональные властные структуры, находившиеся от него в правовой и организационной зависимости[135]. С возвращением непосредственных выборов высших должностных лиц субъектов Федерации в 2012 году возникли новые правовые предпосылки для воздействия на результаты данного процесса уже через «Единую Россию» с использованием, так называемого, муниципального фильтра. Суть его состоит в том, что
выдвижение кандидата политической партией или его самовыдвижение должны быть поддержаны от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта. Конкретное число устанавливается законом субъекта. Кандидатам-«самовыдвиженцам» надлежит еще собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта.
Достаточно часто
выдвижение кандидатов в законодательный орган объявляется важнейшей задачей каждой партии. Так, Фред Риггс утверждал, что все партии должны выдвигать кандидатов на места в законодательных органах, или они не являются партиями [708]. Видный специалист в области социологии политических партий Джованни Сартори дал следующее определение партии: «Партией является всякая политическая группа, имеющая официальное название, участвующая в выборах и способная путем участия в выборах (свободных или несвободных) замещать государственные должности своими кандидатами» [716, с. 63]. Джозеф Лапаломбара и Джеймс Андерсон в известной работе «Энциклопедия управления и политики» отмечали: «Партия есть любая политическая группа, связанная с овладением официальным статусом и формальной организацией, увязывающая центр с периферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) кандидатов в государственные органы» [671, с. 394]. С. Вэсби писал, что партия есть «добровольная ассоциация избирателей, стремящихся контролировать правительство путем завоевания победы на выборах и завладения в результате этого официальными учреждениями» [цит. по: 125, с. 25]. С данным положением полностью согласен Кеннен Джанда, утверждаюший, что политическая партия – это «общественная организация, которая ставит целью продвижение своих официально признанных представителей на посты в структурах государственной власти» [655, с. 5]. Отметим определение партии Э. Даунса: «…партия – это команда людей, стремящихся контролировать государственный аппарат путем приобретения должностей на надлежащим образом организованных выборах» [628, с. 36]. В данном случае выделены не идеи, не роль в общем процессе общественного воспроизводства, а функциональное стремление политической партии к обретению политической власти и способ ее легитимного завоевания.
•
выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз.
Во время
выдвижения кандидатов на пост Председателя Думы трое претендентов (Е. Примаков (ОВР), В. Похмелкин (СПС) и С. Степашин («Яблоко»)), а также председатель группы «Регионы России» О. Морозов выразили своё возмущение «сговором»109. Фракции ОВР, СПС и «Яблоко» объявили об отказе от дальнейшего участия в работе пленарного заседания Думы.
13 января 2003 года президент Путин подписал закон «О выборах Президента Российской Федерации», изменивший порядок
выдвижения кандидатов в президенты. Законом была существенно усилена роль и ответственность политических партий.
3) получение и проверка информации о правильности
выдвижения кандидатов и подтверждение, что кандидаты отвечают установленным законом требованиям;